| Нравственное воспитание детей и подростков одна из главнейших задач современной педагогики. Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении этой очень важной задачи. Особое место в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит занятиям изобразительному искусству в системе дополнительного образования. Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребёнка и способствующих многогранному развитию личности. В Центре детского творчества «Ассоль» работают много лет педагогами дополнительного образования Маслова Антонина Сергеевна и Толстых Светлана Алексеевна. Эти педагоги работают по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности в области изобразительных искусств. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выражать полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Цель дополнительной образовательной общеразвивающей программы в области изобразительных искусств – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: - научить владеть средствами художественной выразительности; - научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами; - формировать интерес к изобразительному искусству; - углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности. - формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни; - формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи. - развитие у детей фантазии, образного мышления; - формировать эстетический и художественный вкус; - содействовать формированию всесторонне развитой личности. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства даёт возможность педагогам непрерывно расширять и постоянно дополнять ее творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность программы даёт возможность обучающимся начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предаётся умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, работа с гуашью, работа в технике акварели и т.д.).  Необходимо в процессе освоения образовательной программы дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.). Занятия с ребятами проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка.  Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто Маслова А.С. и Толстых С.А. организуют специальные занятия, направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.  Маслова А.С. и Толстых С.А. считают, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения. Задача педагогов состоит в том, чтобы выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар. Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы. Для гармоничного развития ребёнка очень важно, что его творчество даёт возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире. Кружковая работа имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причём содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребёнка.                 Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность и учат осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая работа имеет свою индивидуальную неповторимость. Следовательно, для развития творческих способностей необходимо создать благоприятствующие условия, использовать наиболее эффективные методы и учитывать возможности каждого. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках учителя. Умело используя их, можно добиться высоких результатов. Учреждения дополнительного образования реализуют модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого ребёнка, подрастающего человека в художественно-эстетические и социальные сферы жизнедеятельности. Открытое образование предполагает концентрацию на индивидуальной личности ребенка, на его стремлении к познанию, развитию, самосовершенствованию, творчеству. Открытое образование обеспечивает свободу выбора учреждением дополнительного образования стратегии образования в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, сопряженного с социализацией личности каждого обучающегося.   Статью подготовила методист А.Л. Шаповалова. |